шпоры по РУиТП

1.Что изучает региональное управление.

регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его составляющими являются: управление отдельными регионами, управление межрегиональными связями, система управления регионом, региональные аспекты управления. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами – членами СНГ и зарубежными странами.

2.Сущность регионального управления.

– это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой. В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятия «регион», «субъекты федерации».

. в ее составе выделялись 89 субъектов Федерации, на сегодняшний момент 85 субъекта Федерации, в том числе 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

 

4.Современное состояние регионов России.

Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально–экономического состояния. Перед всеми регионами стоит задача выхода из кризиса и обеспечения устойчивого социально–экономического развития. Специфика кризиса отдельных регионов определяется как объективными факторами (спецификой положения региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными (методами регионального управления и стабильностью условий ведения бизнеса). Именно они определяют актуальность постановки проблемы эффективного управления социально–экономическим развитием территорий. Своеобразие развития российских регионов в последние годы состоит в том, что в них проявляются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, падал объем производства, прежде всего в обрабатывающей промышленности, старел и деградировал накопленный производственный аппарат, увеличивалась доля добывающей промышленности, что в целом свидетельствует о негативных процессах. В то же время развивалась сфера нематериального производства, рыночная инфраструктура, что говорит о позитивных тенденциях. Сегодня необходимо на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов разработать инновационную концепцию управления, связанную с изменением содержания и структуры общественного развития.

5.Теории специализации региональной экономики.

Причиной появления сравнительных преимуществ является различная обеспеченность регионов факторами производства. Специализация во внешней торговле должна происходить на таких товарах, при производстве которых наибольшие затраты приходятся на те ресурсы, которыми в наибольшей степени наделен регион. Движение товаров компенсирует ограничения на перемещение ресурсов, что ведет к выравниванию доходов от факторов производства.

6.Теории размещения хозяйственной деятельности.

Общая теория размещения получила развитие в XX веке. Ее автором стал польский экономист Леш. Наиболее его важным вкладом считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия по Лешу характеризуется следующими условиями: – местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей; – фирмы размещаются так, что территория используется полностью; – существует равенство цен и издержек; – все рыночные зоны имеют минимальный размер. Леш смог убедительно показать, что общая теория размещения не может быть выведена эмпирическим путем.

7.Развитие региональной экономики в СССР.

– отраслевой подход к управлению, сопровождавшийся гигантоманией, перемещением значительных масс населения в труднодоступные районы, узкой отраслевой специализацией.

 

 

 

8.Современные направления развития региональной экономики за рубежом.

В рамках этого направления существенный интерес вызывает теория полюсов роста. В качестве полюсов роста можно рассматривать не только совокупность предприятий, но и конкретные населенные пункты, выполняющие в экономике страны функции источника инноваций. Данный подход находит применение и на практике в хозяйственно освоенных регионах.

9.Факторы, оказавшие влияние на региональное развитие в трансформационный период.

Формирование новых экономических отношений в России сочетается с переходом от прежнего высоко централизованного государства к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром и регионами, в том числе в экономической сфере: распределение налогов, государственной собственности, финансовых трансфертов, природных ресурсов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

10.Динамика населения.

11.Динамика объема производства и инвестиций.

Снижение инвестиционной активности в течение последнего десятилетия – одна из наиболее негативных тенденций экономического кризиса 2000–х годов, имеющая долгосрочные негативные последствия. Физический объем инвестиций в основной капитал уменьшился более чем в 4 раза, падение затронуло все экономические районы и субъекты Федерации. Величина спада выглядит особенно угрожающе, если учесть степень износа основных производственных фондов в промышленности. Так в целом по России в 2000–х годах он составил 41%, в Поволжье – 45%, на Урале – 44%, в Западной Сибири – 43%. Удельный вес полностью изношенных основных фондов составляет в среднем 11% (в Поволжье – 15%, на Урале – 14%).

 

 

 

 

 

 

 

12.Занятость и доходы населения в трансформационный период.

В целом по стране за 2000-е годы реальные денежные доходы населения почти не изменились. Небольшое число регионов далеко оторвались от остальных по величине реальных доходов населения: индекс Москвы – 153%, Санкт–Петербурга – 118%, Тюменской области – 109%. В большинстве регионов европейской части страны, индексы реальных доходов близки к среднероссийскому. Отстающие по динамике регионы образуют три группы. Первая – это отдельные регионы Северного Кавказа и Поволжья. Вторая группа – индустриальные депрессивные регионы Урала и Южной Сибири. Третья группа – часть регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Одним из следствий неравномерной региональной динамики доходов является усиление территориальной концентрации доходов. Так, первые 10% регионов концентрируют 46,9% суммарных денежных доходов населения. В их число входят: Москва, Санкт–Петербург, Московская и Свердловская области, Ханты–Мансийский автономный округ, Краснодарский край, Кемеровская область, Красноярский край, Самарская и Ростовская области. В целом, половину суммарных денежных доходов населения страны сосредоточили первые 12 регионов, 75% – первые 31 регион, оставшиеся 25% приходятся на 57 регионов.

13.Региональная политика: цели, объекты и содержание.

могут выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Этапы становления региональной политики за рубежом.

с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

15.Становление региональной политики в России.

с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления. Вступление России в трансформационный период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально–экономических процессов.

 

 

 

 

16.Пути совершенствования государственной региональной политики в России.

- развитие правовой и институциональной базы интеграции.

17.Система законов и факторов социально–экономического развития регионов.

4. Внешние (федеральное и региональное законодательство, социально - психологический климат).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Экономические законы регионального развития в условиях регулируемого рынка.

3. комплексы зональных коммуникационных систем.

19.Научно–технический и организационный факторы развития регионов.

Особо важное значение для регионального развития имеет научно–технический фактор. Научно–технический прогресс способствует более равномерному и эффективному размещению предприятий, отраслей хозяйства, производственных комплексов. Особенно велико влияние на региональное развитие новых направлений научно–технического прогресса – комплексной механизации, автоматизации, электронизации, активной инновационной деятельности. Успешное решение регионами социально–экономических задач требует активного задействования организационного фактора – совершенствования территориального управления. Функции территориального, как и общего, управления хозяйством охватывают прогнозирование (планирование), оперативное регулирование, координацию (согласование), учет (статистику, информацию), и контроль.

20.Система законов и факторов социально–экономического развития регионов.

4. Внешние (федеральное и региональное законодательство, социально - психологический климат).

 

 

 

 

21.Регулирование регионального развития в рыночной экономике.

Налоговое регулирование проводится посредством налоговых ставок и льгот. Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками ЦБ РФ и предоставление льготных кредитов. Они влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Таким образом, как уровень учетной ставки, так и льготы по кредиту сказываются на состоянии экономики регионов.

22.Законодательная база территориального регулирования.

Кроме федерального законодательства социально - экономическое развитие регионов регулируют законодательно - нормативные акты, принятые регионами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Региональный менеджмент.

- это управление социально–экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям. Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально - экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента, методы и модели регионального менеджмента, механизмы регионального менеджмента, система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально–экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях. Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

24.Задачи и объект регионального управления.

К объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое воздействие, на все другие объекты — опосредованное.

25.Принципы и методы регионального управления.

. Первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые – по всем другим объектам.

 

 

 

 

 

26.Финансовая база деятельности органов местного самоуправления (МСУ).

сбалансировать бюджет.

27.Межбюджетные отношения.

– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Финансовая база деятельности органов местного самоуправления (МСУ).

- Прозрачность и стабильность: условия формирования бюджета должны быть всем известны; каждый местный орган должен иметь прогноз собственных общих доходов, чтобы сбалансировать бюджет.

 

29.Бюджетно–налоговая система государства.

–налоговые отношения, во многом аналогичные отношениям типа «центр – регион». Распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней должно играть исходную роль в построении системы федеративных бюджетных отношений. Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне власти, следует приступать к решению вопросов о закреплении и перераспределении доходов между этими уровнями. В целом перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней является обычным элементом «бюджетного федерализма». Перераспределение по вертикали обычно предназначено для компенсации совокупных дисбалансов между бюджетами органов власти различных уровней, поскольку маловероятно, чтобы доходы, закрепленные за каждым уровнем, могли полностью соответствовать необходимым расходам на этом же уровне. Горизонтальное перераспределение имеет целью уменьшение неравенства бюджетной обеспеченности населения регионов, вызванного неравномерным размещением источников поступлений. Третьим видом передач ресурсов между органами власти различных уровней являются целевые переводы, которые применяют федеральные органы, чтобы воздействовать на финансовую политику местных властей и побудить их к направлению средств, в приоритетные для властей более высокого уровня сферы, а также использовать дополнительные средства для повышения качества обслуживания на местном уровне.

 

 

 

 

30.Бюджетный федерализм.

По своему экономическому смыслу федеральная финансовая помощь направлена на выравнивание уровня бюджетных услуг, оказываемых на территории государства. Количественная оценка данного уровня заключается в определении, во–первых, межрегиональной дифференциации стоимости оказания государственных услуг, во–вторых, потенциального уровня государственных доходов, которые можно мобилизовать в региональный бюджет. Объем финансовой помощи конкретному региону должен находиться в прямой зависимости от стоимости оказания государственных услуг в регионе и в обратной от его доходного потенциала.

31.Выделение трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).

До недавнего времени основной формой финансовой поддержки регионов являлись трансфертные платежи, выделяемые из Фонда финансовой поддержки регионов. Методика выделения трансфертов неоднократно изменялась, однако она и сегодня еще далека от совершенства. Наряду с трансфертами в течение 2000–х гг. в Российской Федерации существовал еще целый ряд механизмов предоставления средств регионам. На протяжении последних лет отмечалось повышение объективности предоставления финансовой помощи. В этом отношении особенно заметны значительный рост доли трансфертов в 2010–2011 гг. и резкое сокращение доли взаимных расчетов в 2011 г. Снижение долей взаимных расчетов и непогашенного на конец года остатка бюджетных ссуд в структуре финансовой помощи при практически неизменной роли трансфертов обусловило уменьшение доли финансовой помощи в доходах региональных бюджетов. В составе расходов федерального бюджета на 2010 и 2011 гг. кроме ФФПР были образованы Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов. Средства Фонда регионального развития, выполняющего функцию аккумуляции инвестиционной составляющей финансовой помощи регионам, направляются на финансирование федеральных программ развития регионов и дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Федерации. Представляется целесообразным распределять средства фонда на конкурсной основе, что, однако, в настоящее время не реализовано. За счет средств фонда до настоящего времени финансируются созданные по методикам, сохранившимся в значительной степени еще с советских времен, комплексные программы развития отдельных территорий, включающие плохо проработанные инвестиционные проекты и существенную долю финансирования текущих расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Финансирование федеральных целевых программ социально–экономического развития регионов.

Дефицит денежных ресурсов для выполнения федеральных целевых программ, в частности регионального развития, вызвал необходимость сокращения их числа и объемов финансирования. В проекте федерального бюджета на 2002 г. предусмотрено всего 6 программ. Помимо резкого сокращения числа региональных программ упорядочены расходы, имеющие федеральную и региональную значимость. Финансирование федеральных объектов региональных программ включено в государственную инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и муниципальной формам собственности, включены в Фонд развития регионов, который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета «Финансовая помощь субъектам РФ». Это сделано с тем, чтобы избежать дублирования в финансировании объектов за счет разных источников и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях программ.

33.Фонд компенсаций.

В составе федерального бюджета на 2001 г. в дополнение к уже названным механизмам оказания финансовой помощи регионам был создан специальный Фонд компенсаций (за счет централизации 15 % НДС, поступавших в бюджеты субъектов Федерации). Средства фонда направляются на целевое финансирование федеральных мандатов в виде целевых субвенций. Перечисления осуществляются всем без исключения субъектам Федерации пропорционально численности соответствующих категорий граждан (с учетом районного коэффициента). Это позволяет не только обеспечить равный доступ граждан к социальным гарантиям на всей территории страны, но и решить проблемы уплаты НДС компаниями общенационального значения. В 2001 г. субвенции Фонда компенсаций, распределенные между регионами, предназначались для реализации двух федеральных законов – «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

социальных расходов (ФССР).

как и ФФПР и Фонда компенсаций, в последующие годы будут распределяться на основе формализованных методик. Предусматривается создание Фонда реформирования (развития) региональных финансов, имеющего стимулирующую направленность в оказании финансовой помощи регионам. Средства фонда предполагается распределять по регионам с целью активизации процессов финансового оздоровления региональных бюджетов, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Целевые программы: понятие и их разнообразность.

федеральных программ финансируется совместно из федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников. К ним относятся программы обеспечения населения жильем, строительства автомобильных дорог, развития социальной сферы.

 

36.Программно–целевой подход в управлении муниципальным развитием и целевые программы.

–целевого метода, хотя применение его в современных условиях характеризуется некоторыми особенностями.

37.Мониторинг и оценка эффективности целевых программ.

целевых программ проводится ежеквартально по сведениям, представляемым руководителями целевых программ. Она предусматривает использование методов финансового и административного контроля за реализацией целевых программ. Результаты оценки исполнения целевых программ обобщаются в соответствующих формах.

 

 

 

 

 

 

38. Современные федерации и их субъекты.

Любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Конституции, действует федеральный закон. Приоритет федерального законодательства относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации. Законодательно установленные функции субъектов Федерации реализуются через специально создаваемые органы, которые в своей совокупности формируют систему региональных органов власти.

39. Экономическая безопасность региона.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов.

 

 

 

 

 

 

40.Система региональных органов власти.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: представительный орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта РФ. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность за нарушение федерального законодательства, а также обеспечивают соответствие федеральному законодательству принимаемых или принятых ими конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.

 

41.Законодательный орган власти.

представительного органа власти принимаются в коллегиальном порядке. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности, группы депутатов, сформированные по территориальному или партийному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Система исполнительной власти.

высшего должностного лица субъекта Федерации от должности влечет за собой также и отставку высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. В случае отрешения Президентом РФ высшего должностного лица он может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица назначают внеочередные выборы высшего должностного лица субъекта Федерации. Указанные выборы должны проводиться не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица.

43.Актуальность регулирования территориального неравенства.

– ситуация, когда в силу различных социально - экономических причин, природных или политических предпосылок регионы характеризуются существенно разными параметрами социально-экономического развития.

44.Стабилизирующая и стимулирующая роль неравенства.

- неравенство превосходящее дополнительные нормы.

Измерение территориального неравенства.

В измерении территориального неравенства может выделяться несколько самостоятельных вопросов:

a)  поиск и выбор показателя измерения;

b)  выбор из математического аппарата индикатора разброса изменения;

c)  оценка степени разброса полученных результатов.

1.Выделяют абсолютные и относительные показатели, чаще используют относительный показатель.

2.Показатель может быть статическим, по городам и территориям. Коэффициент фондов (размах вариации) – так называемое соотношение «лучшего» и «худшего» в разах.

(по доходам населения) – тоже по обеспеченности территории.

3.Оценка полученных результатов – это наиболее тяжелый анализ, так как надо делать заключение хорошо или плохо это и почему.

 

 

 

 

 

45.Измерение территориального неравенства.

. Графическое представление о социальной и территориальной справедливости даёт кривая Лоренса. Чем больше изогнута реальная кривая относительно идеальной, тем меньшей социальной и территориальной справедливостью обладает страна.

46.Регулирование территориальной асимметрии: отечественный и зарубежный опыт.

Неравенство рассматривается во взаимосвязи с социально – экономическим положением страны в целом. Эта зависимость обратна, т.е. чем лучше социально – экономическое положение, тем ниже неравенство, чем хуже положение, тем выше неравенство. Существует такой уровень неравенства, при достижении которого социальная напряженность уходит, т.е. существует эмпирический естественный уровень неравенства (Восточная и Западная Германия, подъем в России в конце 90-х), после спада неравенство достигает определенного уровня, затем останавливается).

Процессы территориальной поляризации во многом является следствием деятельности управления. Но и состояние территориального неравенства во многом оказывает влияние на процесс территориальной асимметрии. Существуют и другие механизмы – налоговые, фонды. Эти механизмы являются в том числе результатом той модели (теории), которая принята в развитие территории (теории моделей построения федерализма):

1.теория унитарного федерализма (основные права принадлежат лишь центру);

2.сепаративная теория (наделение правами преимущественно только регионов);

регионального уровней властей).

регионы вступают между собой в борьбу за лучшую реализацию и т.д. (США).

Сотрудничество – социальная поддержка более слабых регионов, смягчает конкурирующие преимущества отдельных регионов (Германия).

Еще один тип развития территориального неравенства: асимметричный (дисгармоничный тип, конвергенция) – при этом неравенство территорий при развитии увеличивается. Противопоставить этому – гармоничный (дивергенция) – разрыв в уровне социально – экономических показателей отдельных территорий сокращается.

Эти 2 категории нельзя назвать плоим или хорошим, т.к. если разрыв по отдельным показателям растет, но это на фоне всеобщего роста; или же регионы сближаются, но к падению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Селективная поддержка отдельных регионов.

которых должна быть нацелена региональная политика в ареалах помощи, также не имеет однозначного решения.

48.Понятие депрессивной территории и критерии оценки депрессивности.

включает в себя экологическую безопасность: радиационный фон, засоленность почв, качество воды.

 

49.Дайте понятие – дефолт территории.

– означает применительно к финансовой сфере невыполнение обязательств. В истории были целые периоды, когда дефолт оказывался массовым явлением. Дефолт для мировой экономики не новость. На межгосударственном уровне эпидемии дефолта вспыхивали в 50–е годы прошлого века, в начале нынешнего века, в 30–е и 80–е годы.

 

 

 

 

50.Банкротство территорий: отечественный и зарубежный опыт.

Финансовый кризис территорий, как и финансовый кризис предприятий является достаточно распространенным явлением как в мировой, так и в национальных экономиках. Как самым крайним проявлением финансового кризиса территорий в мировой истории можно выделить объявление государственного дефолта.

) - означает применительно к финансовой сфере невыполнение обязательств. Таким образом, объявление дефолта означает по существу констатацию того факта, что должник не выполняет свои обязательства. Но не сами меры, которые следуют из этой констатации.

На межгосударственном уровне вопрос урегулирования дефолта достаточно сложен. Западная судебная практика считает иск к другому государству о невозврате кредита нарушением суверенитета. После дефолта 1917 года Советская Россия 60 лет строила коммунизм на собственные деньги. Германия после объявления дефолта вступила в войну с бывшими кредиторами.

 

51.Введение временной финансовой администрации на территории.

Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом.

указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

52. Регулирование отраслевых и территориальных пропорций.

экономики, чтобы предотвратить диспропорции её развития. Некоторые отрасли развиваются быстрее и успешнее, а некоторые медленнее, таким образом, благодаря финансовому регулированию, проводится «выравнивание» мощи этих отраслей. Так, в нашей стране Правительство РФ поставило перед собой задачу на среднесрочную перспективу увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Во многих странах мира поддерживается малый бизнес для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач.

53. Какова бюджетная политика в системе регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

- Федеральные целевые программы и т. д.

54. Каковы бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства в регионах.

государства и доли его участия в финансировании затрат на поддержку и развитие отраслей сельского хозяйства.

 

 

 

55. Каковы бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта в регионах.

–экспедиционное обслуживание. Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. Транспорт связывает воедино все отрасли народного хозяйства, удовлетворяет потребности людей в перевозках, а производства – в перевозках сырья, материалов и продукции. Роль транспорта в экономике государства состоит в том, что он заканчивает процесс создания продукции, доставляя ее потребителю. Известно, что производство продукции только тогда закончено, когда она доставлена потребителю. Эту заключительную стадию производства и осуществляет транспорт общего пользования. Все виды транспорта в той или иной мере играют важную роль в экономике, в последние годы особенно быстро развивается трубопроводный транспорт (нефтепроводный, газопроводный), имеющий более низкую себестоимость транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам, чем на других видах транспорта. Развитие транспорта зависит в значительной степени от финансирования, в том числе от бюджетного финансирования.

–коммунальное хозяйство в регионах.

–коммунального хозяйства не дает положительных результатов потому, что она направлена на повышение цен на услуги ЖСК, т. е. ухудшение положения бедного населения, которое оказалось не в состоянии выдерживать повышенные цены на услуги.

57. Каковы бюджетные расходы на социальную сферу в регионах.

В последние годы государство уменьшило свою роль в управлении отраслями, усилило значение самоуправления предприятиями, акционерными обществами. Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать значительные средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая часть средств через государственный бюджет доля ВВП увеличивается быстрее на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, чем на отрасли производства. Государство должно повышать роль в поддержке социально–культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государственного бюджета. Расходы государственного бюджета выражаются в использовании общегосударственного фонда финансовых ресурсов и территориальных фондов на государственное управление и местное самоуправление, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики, а также на развитие социально–культурной сферы в порядке финансирования. На социальную сферу и социальную политику в 2000 году было направлено 7,6% валового внутреннего продукта РФ. Бюджетные средства на указанную сферу предоставляются в порядке бюджетного финансирования, т. е. без возврата их бюджету. Однако в конечном итоге указанные затраты возмещаются обществу увеличением материальных и духовных благ, ростом общественного богатства. Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики.

 

 

 

 

 

58. Основные положения стратегии экономического развития регионов.

– это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.

59. Назовите основные инструменты управления экономическим развитием региона.

регионального маркетинга является создание новых и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Дайте понятия прогнозирования и планирования в региональном развитии их взаимосвязь.

Прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой — оно широко используется в процессе составления и выполнения планов.

 

 

 





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *